|
РасстановкиКритическое мышлениеНужно ли уже со школьной скамьи обучать критическому мышлению или оставить приоритет за предметной специализацией?Поднимается тема актуальности воспитания критического мышления. Проводится сравнение с узкой специализацией. Работа диспетчеров на транспорте сопряжена с напряженной умственной работой. Авиадиспетчеры, заступающие в смену по круглосуточному графику, принимают решения, от которых зависит жизнь многих людей. Делают они это оперативно, но такая работа оставляет свой след на здоровье. В США пенсионный возраст у них наступает в 56 лет. Связь между знанием конкретной предметной области и способностью проявлять чудеса критического мышления исследовалась в 1960-х годах. Перед авиадиспетчерами ставились задания, в которых нужно было запоминать цвета и формы. Результаты их работы оказались на уровне средних. Как выяснилось, особой изобретательности никто не проявлял в отрыве от своей специальности. Критическое мышление считается палочкой-выручалочкой, которая поможет принимать верные решения в трудных ситуациях. Его еще называют способностью XXI века. Делаются даже попытки развития этого навыка у детей в школах. Но исследования показали, что только узкая специализация может привести к быстрому и качественному решению задач. Будут развиваться и общие способности. Еще один эксперимент был проведен со специалистами, которые могли запоминать длинные последовательности из цифр. На способность быстро ориентироваться в бытовых вопросах это никак не влияло. Даже последовательности из букв они не были способны воспроизвести лучше среднестатистического испытуемого. Еще один пример позволил углубить исследования в направлении более узкой специализации. Футболисты могут играть не только на позиции защитника, нападающего или вратаря. Есть и более экзотические роли: полузащитник в нападении или защите, полузащитник на правом или левом фланге. Появляющаяся узкая специализация приносит результат. Но игра становится хуже даже, если поменять у футболистов фланги. Молниеносное принятие верных решений определяется наработкой навыков в конкретной области. И на эти связи тратятся месяцы и годы работы. Любители игры в футбол способны воспроизвести одинаковые результаты вне зависимости оттого, на какой позиции они будут играть: защитника или нападающего. В XXI веке детей пытаются научить критическому мышлению. В отрыве от конкретных знаний. Попытки выработать универсальный навык, который поможет принимать верные решения в любых ситуациях, делаются в образовательной системе. Но эксперименты показывают бесполезность подобных способностей. Необходимость связи навыков с предметной областью подтверждает американский педагог Даниэль Виллингем. В противовес ему есть люди, которые ставят в один ряд значимость грамотности с подобными таинственными способностями. За примерами бесполезности развития базовых способностей далеко ходить не надо. Проводился следующий эксперимент. Группы детей играли в развивающие игры, которые должны были улучшать умственные способности. Но испытуемые научились играть только в конкретный набор игр. При изменившихся обстоятельствах никаких сюрпризов развитый навык критического мышления не демонстрировал. В современной школе следует делать акцент на навыках, способных расширить границы познания. Физик, изучая причины, по которым самолеты ведут себя по-разному во время полета, обладает способностью мыслить критически. Но его знания основываются не на каких-то общих абстрагированных сведениях, а на вполне конкретных параметрах полета и результатах исследований предшественников. Или же студент, изучающий литературу, сможет понять причину, по которой Франкенштейн был, сдержим идеей создания живого из мертвого. Ведь ему известны предпосылки: у Шелли умерло не только несколько детей, но ее мать также отошла в мир иной сразу после родов. Связь мыслительных процессов с предметом неразрывна. Об этом говорит и Виллингем. Учителя должны давать своим подопечным конкретные знания, выделяя самое важное, и только после этого будет формироваться критическое мышление. Если вы хотите задать вопрос о – "" – вы можете, послать запрос:
Позвонить: |
© 2024
"Школа Магов"
220141, Беларусь г. Минск, ул. Купревича, 1
Сайт работает на платформе Nestorclub.com |