x
≡ Menu
О нас Контакты

Люди, которые «видят» иностранные языки: как синестезия может помочь в изучении языка


Люди, которые «видят» иностранные языки: как синестезия может помочь в изучении языка

Синестезия — это неврологическое состояние, которое, как выяснилось, улучшает память и обучение. Теперь ученые говорят, что цветное зрение может помочь в изучении второго языка.

Имя моей матери — цвет молока. Струны акустической гитары, когда по ним ударяют, играют теплым желтым цветом медовых сот. Звук плоский, жесткий и гладкий. А понедельник — розовый. Эти ощущения всегда одинаковы и всегда присутствуют. Это синестезия — в моем случае графемно-цветовая синестезия , звуко-цветовая синестезия и звуко-текстурная синестезия .

Как и многие синестеты , в юном возрасте я обнаружил, что у меня есть талант и к музыке, и к языкам. В музыке я преуспел не в физическом акте исполнения, а в композиции. Я стал композитором для короткометражных фильмов и танцевального театра , а также звукорежиссером для телевидения. Написание музыки ощущалось для меня как язык, так как я «видел» цвета звуков похожим образом. Я также изучал французский, немецкий, испанский и лингвистику — цвет языка помогал мне запоминать слова, а также модели грамматики.

Синестезия — это неврологический феномен, который заставляет примерно 4,4% людей воспринимать мир как какофонию ощущений. Было выявлено около 60 различных типов синестезии , но их может быть более 100 , при этом некоторые типы проявляются кластерами.

Считается, что это состояние вызвано генетически унаследованными чертами , которые влияют на структурное и функциональное развитие мозга. Усиление связи между сенсорными областями мозга означает, например, что слова могут стимулировать вкус , последовательности чисел могут восприниматься в пространственном расположении , или ощущение текстур может вызывать эмоции .

Синестезия не считается неврологическим расстройством, и хотя ее связывают с нарушениями развития нервной системы и психическими заболеваниями, включая аутизм , тревожность и шизофрению , ее описывают как « альтернативную воспринимаемую реальность » и обычно считают полезной .

«Когда я был моложе, я знал, что вижу мир по-другому, и мой способ описания этого другим был «красочным»», — говорит Смадар Фриш.

Фриш, у которой графемно-цветовая синестезия , звуко-цветовая синестезия и лексико-вкусовая синестезия — где слова имеют вкус — исследует мир чувств в своем подкасте Chromatic Minds и в настоящее время пишет свою первую книгу на эту тему. «Учеба в школе была для меня слишком сложной с точки зрения чувств», — говорит она. «Очень сложно пытаться решить уравнение, когда вся раскраска ряда чисел была психоделическим взрывом».

Этот взрыв цвета, говорит Фриш, заставлял ее терять концентрацию и забывать, что она делает. «[То же самое было] и с языком. Цвета, музыка и вкусовые ощущения слов зажигали меня, и мне так хотелось выразить себя, что я теряла концентрацию»

Графемно-цветовая синестезия позволяет человеку «видеть» закономерности, что является критически важной способностью для изучения языка

Только когда она почти закончила среднюю школу, она наткнулась на книгу Ричарда Цитовича и Дэвида Иглмена « Среда — индигово-синяя» . «Моей первой мыслью было, что среда на самом деле оранжевая, и мне нужно было получить эту книгу». Это был поворотный момент для Фриш. «Я наконец поняла, как мой мозг синестета связан и устроен. И я подумала про себя, что это явление удивительно. Я могу использовать цвета, чтобы учиться, а не путать себя».

Фриш разработала систему цветового кодирования, которая помогла ей изучать новые языки бегло и быстро. Изучение языков больше не казалось запутанным, а «организованным», говорит она. «И это сработало! Весь мой мир изменился. Я продолжила изучать то, в чем мой мозг должен был преуспеть: языки».

Фриш говорит, что смогла свободно выучить французский и испанский всего за два месяца. «Я набрала 90+ на каждом экзамене [по французскому и испанскому]», — говорит она. Сегодня Фриш может свободно говорить на семи языках — и говорит, что может выучить любой язык, который захочет, «без труда, за короткое время».

Джулия Симнер — директор лаборатории исследований Multisense Synaesthesia в Университете Сассекса в Великобритании. Она и ее команда протестировали около 6000 детей в возрасте от 6 до 10 лет. «Мы проверили каждого из них индивидуально на синестезию, а затем дали [им] ряд тестов, чтобы определить, какие навыки приходят с синестезией », — говорит она.

Исследование показало, что дети с синестезией демонстрировали лучшие результаты в ряде навыков, чем дети без нее, — навыков, которые, по словам Симнера, «безусловно, помогут в изучении как первого, так и второго языка».

«В частности, они были значительно лучше в рецептивном словарном запасе (сколько слов они могли понять), продуктивном словарном запасе (сколько слов они могли сказать), кратковременном хранилище памяти, внимании к деталям и креативности», — говорит Симнер. «Эти син-связанные навыки предсказывают, что мы вполне можем ожидать, что изучение второго языка будет проще для человека с синестезией».

По ее словам, наличие синестетических цветов делает буквы более запоминающимися. И цвета синестезии могут переходить из одного языка во второй изученный язык, делая слова на втором языке также более запоминающимися. «Эти цвета могут просачиваться из языка в язык либо через то, как выглядит буква, либо через то, как она звучит», — говорит Симнер. «Это как цветовые леса, переходящие из одного языка в другой

В 2019 году еще один эксперимент, проведенный психологами из Университета Торонто (Канада), показал, что графемно-цветовая синестезия, при которой каждая буква и цифра имеет свой собственный цвет, обеспечивает значительное преимущество в статистическом обучении , позволяя человеку «видеть» закономерности — способность, имеющая решающее значение для изучения языка.

Исследователи попросили участников прослушать набор бессмысленных слов, например, «мух-ке» и «бех-од», представляющих собой искусственный «язык»

Затем они прослушали второй набор слов. Этот набор включал оригинальные искусственные слова, а также новые искусственные слова, которые представляли «иностранный» язык. Затем участников попросили различить «слова» из каждого из двух искусственных языков.

«Это не имело смысла», — говорит Эми Финн, психолог и директор лаборатории когнитивной нейронауки и развития Университета Торонто Finn Land Lab . «Оно было создано для изучения „сегментации" — или того, как вы используете закономерности, чтобы вытащить, что такое сегменты языка. Это очень ранняя, но очень важная проблема в раннем изучении языка».

Результаты показали, что графемно-цветовые синестеты лучше различали два «языка», чем участники, не имевшие синестезии. «Мы считаем, что [синестезия] может помочь вам легче анализировать фрагменты языка», — говорит Финн.

Когда синестеты воспринимают одни и те же паттерны несколькими органами чувств (например, и слухом, и зрением), их разум создает дополнительный вторичный сигнал, который может помочь им распознать или запомнить паттерн.

Синестезию можно описать как «альтернативную перцептивную реальность»

Возьмите меня, 11-летнего, поставленного в затруднительное положение на первой неделе обучения в средней школе. «Как сказать «работа»?» — требует мой учитель французского. Класс молчит. Я знаю, что слово «синий». И тут оно приходит мне в голову. «Труд», — отвечаю я. Иногда я не могу вспомнить слово, но я помню цвет. Это может расстраивать, потому что никто не может мне помочь, если я скажу «это розовый», поскольку цвета уникальны для моего собственного сознания. С другой стороны, цвет действует как дополнительное напоминание, бонусная подсказка, которую я могу использовать при изучении языков.

Тогда вы можете подумать, что синестезия будет более распространена среди детей-билингвов. Но исследования показывают, что люди, которые изучают второй язык позже раннего детства, с большей вероятностью обладают этой способностью сенсорного переключения, чем те, кто изначально двуязычен. Это подкрепляет теорию о том, что синестезия развивается как инструмент обучения .

Синестезия появляется в детстве , когда ребенок начинает воспринимать окружающий мир, и он учится говорить, читать и писать. Исследование, проведенное в 2016 году учеными из Канады, США и Чехии, показало, что дети учатся классифицировать цвета в возрасте от четырех до семи лет, примерно в то время, когда они начинают учиться читать и писать, а затем синестезия начинает проявляться с шести лет . Авторы исследования предполагают: «Дети используют свою недавно приобретенную способность классифицировать цвета как нетрадиционную помощь в освоении области букв и слов».

Однако синестезия может порой затруднять общение, и предположение о том, что синестезия может выступать в качестве стратегии, способствующей обучению, «остается предметом дискуссий», говорит Люси Буве, психолог из Тулузского университета (Франция).

«Фонема-цветовая синестезия [это когда] все фонемы – наименьшая единица речевого значения – вызывают восприятие определенных цветов», – говорит Буве. Это опыт женщины, обозначенной как «ВА» в статье 2023 года , соавтором которой является Буве. Например, каждый раз, когда ВА слышит твердый звук «а», она видит светящийся голубой цвет. Каждый раз, когда она слышит «к», она видит красный цвет.

«VA описывает образный образ мышления, где слова выполняют функцию второго языка», — говорит Буве. «Цвета, вызываемые фонемами, помогают ей получить доступ к смыслу». Процесс общения VA заключается в том, чтобы услышать звуки, затем увидеть цвета, а затем перевести смысл из этих цветов.

Из-за этих усилий по двойному переводу VA может потерять нить разговора. «В редких случаях люди могут обнаружить, что их синестезия подавляет их, и они чувствуют, что их внутренние переживания мешают восприятию внешнего мира», — объясняет Буве.

Полезно это или нет для синестетика, исследование синестезии может помочь нам понять когнитивные процессы языка и восприятия. «Синестезия — само по себе интригующее явление», — говорит Буве. «Но недавние исследования показывают, что она является частью более широкого, специфического когнитивного профиля. Выявление этого уникального когнитивного профиля может стать ключом к более глубокому пониманию синестезии».

Для меня жизнь с мешаниной ощущений приносит радость. Прослушивание музыки — это полностью захватывающий опыт. Я погружаюсь в океан текстур, как будто я под мягким одеялом или погружен в прохладную воду. Слова книги — это не просто инертные чернила на странице, они оживляют историю, кружась вокруг меня. А язык наполняет воздух калейдоскопом цвета.



Еще новости на эту тему:
Firefly делится видео мучительного спуска Blue Ghost на поверхность Луны
Коучинг, психология, ораторское искусство через презентацию в Canva. Клуб Яни Александровой в Минске. Создание эффективных презентаций с помощью Canva
Обзор и краткое содержание сериала "Бедные люди" Дмитрий Лысенков, Ольга Бузова, Александр Адабашьян, Алиса Гребенщикова, Павел Сборщиков
Попросили чат-ботов с искусственным интеллектом дать нам совет по отношениям. Может ли искусственный интеллект продемонстрировать мудрость? Результаты оказались неожиданными
!Видение творческой руки
Поиск людей с экстрасенсорными способностями.
© 2025 "Школа Магов"
220141, Беларусь г. Минск, ул. Купревича, 1
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com