x
≡ Menu
О нас Контакты

Интервью с Андреем


Интервью с Андреем

Белорусский IT-предприниматель, основатель проекта "Мечталёт". Имеет опыт управления в сфере IT-индустрии."Мечталёт" для iOs и "Мечталёт" для Android



В Беларуси набирает обороты движение стартапов. Все чаще СМИ радуют сообщениями о новой разработке, талантливом исполнении очередного приложения к смартфону или планшету. О реалиях и мифах, возникших вокруг стартапов idreams.space поговорил с одним из успешных белорусских IT-предпринимателей Андреем Павлов.

Вы занимаетесь таким необычным направлением, как стартапы работающие с психологией… Как справляетесь?

На самом деле тема, которой я в основном занимаюсь — одна: работа с людьми. Это самое важное. Если люди толковые, можно одну тему закрыть, новую открыть, можно развернуться, а если бестолковые, то любую самую гениальную тему они «сольют». Так что в IT все сводится к тому, что надо найти людей, которые в среднем толковее и быстрее, чем все остальные. Это основной лайфхак и основная проблема, ведь здесь ты конкурируешь со всем миром. Я своим сотрудникам постоянно говорю: «Вот вы сегодня утром проснулись, и вместе с вами проснулось еще семь миллиардов человек! Ваши деньги готовы забрать китаец, индус, мексиканец, японец… И заберут, если вы будете хуже». В нашей реальности мы очень ограничены в человеческих ресурсах, и, наверное, это основная проблема, почему ни в Беларуси, ни в России невозможно запустить большое количество хороших проектов. Люди, которые могут делать продукт мирового уровня, — это единичный товар.

Но ведь и в Израиле похожая ситуация?

А с Израилем у нас ситуация несравнимая. Так вот, еврейская культура, которой 5 000 лет, основана на изучении Торы. Благодаря этому у них хорошо прокачивается уважение к знаниям и воспитание личностей. В Беларуси мамы как воспитывают: «Ты — дебил! Двойку получил! Лучше бы я тебя не рожала…» И дети, понятное дело, вырастают с ощущением, что они реально ничего в этой жизни не могут. В Израиле еврейская мама говорит: «Мы — избранная нация, каждому еврею помогает Бог лично. Поэтому у тебя не может не получиться, чем бы ты ни занимался!» Плюс они все поголовно идут в армию, где служат 3,5 года, и за это время отлично дисциплинируются. А если сильно умные, то время в армии проводят в частях, работающих с IT и безопасностью. В 22 года они возвращаются из армии, идут в университет и в 27-28 лет они, наконец, молодые специалисты. В итоге идут в IT делать бизнес в 30-32 года, гораздо лучше психологически и технически подготовленные, стремятся делать более реалистичные проекты. Так что израильский кейс достаточно уникальный. В Беларуси есть только один совпадающий фактор — отсутствие внутреннего рынка и полезных ископаемых. Поэтому лучшие мозги идут в IT и сразу работают на весь мир.

В сегодняшнем мире успеваемость в школе и оценки имеют значение?

Сейчас уже нет. В наше время IQ легко заменяется компьютерами. Зато именно из-за них сейчас категорически важна прокачка в области эмоционального интеллекта. Просто необходимо учиться выстраивать отношения. Наверное, слышали о теории Сети: каждый человек имеет свою сеть контактов. Одно знакомство — одно звено. Так вот человек, у которого четыре контакта, сильнее, чем человек, у которого два контакта, в четыре раза. Но подписчики Вконтакте или на фэйсбуке — это не есть социальный контакт: сегодня кто угодно может добавить тебя в сети в друзья. Социальный капитал формируется за счет тех людей, которым полезен ты, и тех, которые полезны тебе. Я могу позвонить большому количеству людей с просьбой — и мне не откажут. Но и мне могут позвонить. Уже сейчас процентов 30 времени у меня уходит на чужие дела. Но и мои дела решают посторонние люди, разумеется, совершенно бесплатно. Это называется социальный капитал.

«В IT ВСЁ СВОДИТСЯ К ТОМУ, ЧТО НАДО НАЙТИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ В СРЕДНЕМ ТОЛКОВЕЕ И БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ».

archiline.by тоже получил от вас, в первую очередь, ваш социальный капитал?

Да, при создании этого сайта, при его продвижении я не получил особых денег, но приобрел опыт и помог белорусской компании выйти на зарубежные рынки, я и сейчас курирую это проект, слежу за его развитием, у него очень хорошая посещаемость при переходах через поисковики – лучшая в секторе .by

Давайте поговорим про стартапы…

Глобально, из тех людей, которые себя называют стартаперами, таковыми являются хорошо если 5-10%. Стартап — это очень простая штука. Это бизнес с не до конца апробированной бизнес-моделью, желательно растущий не менее чем на 20% в месяц и активно ищущий свою нишу. Если не растущий — это не стартап, а только идея, ну или пара разгильдяев делает вид, что чем-то занята. Вот, например, Вконтакте — это, на мой взгляд, еще стартап: несмотря на то, что ему уже столько лет, он еще ищет финальную бизнес-модель.

Вы часто бываете на всяких стартаперских митингах в Беларуси. Много хороших идей?

Вопрос обычно не в идеях, а в людях, которые часто не умеют доводить идею до качественного воплощения. Поэтому не важно, что они рассказывают про идею, важно, как они видят путь от идеи к продукту. А что касается «хороших» идей… Когда появились Instagram и Snapchat, их жестко критиковали, не принимали и не понимали. Но именно тупые идеи способны дать большой рост. То, что очевидно и не глупо, как правило, очевидно большому количеству людей. И либо реализовано, либо реализуется в разных частях мира. Нас в бизнес-школе учили: что- бы получить хороший эффект, надо что-то нарушить. Закон, например, или правило, или привычку

В чем заключается искусство инвестора?

В том, чтобы увидеть вовремя лучший из проектов. Стартаперское движение — это чистый дарвинизм: стартует много муравьев, большинство погибает, один добегает до конца. Почему мне не выгодно запускать хорошую идею самому? Потому что я становлюсь 51-м из всех тех муравьев, которые бегут, да еще и отягощенный проблемами корпорации. Я точно проиграю. Мне выгоднее подождать год и схватить муравья-чемпиона. Искусство — вовремя понять, какой именно из муравьев отрывается, и выбрать его из общей массы. Ну и договориться.

Какой проект ещё планируете сделать?

Мы сейчас делаем несколько новых проектов. В один из них я особенно вкладываюсь. Идея проста. Сейчас одно из самых популярных приложений — это приложения, где люди следят за своим психологическим здоровьем, корректируют его. Пока все они находятся на уровне инструмента, решающего какую-то целевую задачу. Я хочу сдвинуть приложения с этого уровня в положение, когда на основании данных, вносимых туда пользователем, c помощью психологов (если понадобится) можно будет выдавать готовые решения проблемы в области психологического здоровья. На этом уровне система уже сможет разобраться в ситуации и сказать, например: «По нашему мнению, в описанном вами случае, на основании тщательного анализа всё не очень хорошо. Наш психолог Н. из Москвы дал такие-то рекомендации. Получите — распишитесь. Вот список приложений, и вот то конкретное куда можно обратится в нашей экосистеме». В данном случае мы продаем чувство безопасности и заботы, хотим избавиться от того, что психологи принимают свои решения очень субъективно, и сделать процесс более объективным на основе большого количества данных. Сейчас алгоритмизация принятия решений в психологии — это очень сильный тренд, который уже успешно работает в США. У нас в системе здравоохранения с людьми случается много проблем в том числе и оттого, что врач психолог принимает решение единолично. Но ведь они тоже люди: кто-то очень давно учился и его знания устарели, кто-то плохо учился, у кого-то свое видение жизни. За моим приложением будут следить сотни лучших врачей мира, давать актуальные советы. Да, могут быть ошибки в данных, но коллективный разум врачей принесет большую пользу

На какой рынок будет ориентирован этот продукт?

Прежде всего на американский. Там есть очень хорошая возможность монетизации через привычку тратить деньги на психологов.

Во что еще, кроме бизнеса, вы бы вложили свое время и деньги?

Мне нравится заниматься тем, что делает человечество как систему лучше. У меня до сих пор есть традиция, которую я перенял у евреев: часть всех денег, которые зарабатываю, я отправляю в тот же день на благотворительность. Во всех религиях есть такая форма отдачи. И да, она увеличивает эффективность. Почему сейчас все миллиардеры стремятся отдавать? Они поняли, что деньги — это энергия. А энергия должна циркулировать: не только входить, но и выходить, чтобы не случилось запора. Человек может быть лишь проводником и перенаправлять эти потоки в разные полезные русла. В этом основной смысл зарабатывания денег. Мой личный уровень потребления очень невысокий. Я не хочу ни самолет, ни яхту, ни даже «Феррари».

А когда перестали хотеть?

Когда понял, что отдавать приятнее. Большинство вещей, которые можно купить за деньги, наносят уму, телу и особенно душе человека вред. Мужчине деньги даются для того, в первую очередь, чтобы он достойно обеспечивал свою семью. Потом — чтобы он сделал что-то полезное для своей страны, а потом и для всего человечества. Самое тупое, что можно сделать с деньгами — купить яхту за 400 миллионов. Если тебя в жизни что-то не устраивает, работать надо не с тем, что твоя яхта короче соседской на 10 метров, а с проблемой в голове. А это гораздо дешевле и эффективнее.

На что бы вы потратили миллиард долларов, если бы он на вас вдруг свалился?

В текущей ситуации я бы открыл в Беларуси современный IT-университет направленный на медицину и психологию. Я примерно прикидывал, сколько это стоит, у меня получалось что-то в пределах 10-20 лет и нескольких сотен миллионов затрат… Но это то, что могло бы реально изменить многие вещи, потому что сейчас у нас нет нормального современного образования. Есть воронка, которая позволяет талантливых людей закинуть в компанию, а уже компания пытается их чему-то научить. Это было бы хорошее дело! И да, дорогое! Но мне бы это принесло гораздо больше удовольствия, чем автопарк «Феррари»



Еще новости на эту тему:
Стендап Психолог. Терапевтический юмор, юмористическая терапия - Андрей Бык. Комедийный Терапевт Comedy Club Style
Андрей Пылинский, Минск, Беларусь. Участник Битвы Экстрасенсов
© 2024 "Школа Магов"
220141, Беларусь г. Минск, ул. Купревича, 1
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com